Минэкономразвития призывает не форсировать проникновение ГЛОНАСС

Министерство экономического развития России опубликовало оценку актов, направленных на активизацию работ по внедрению ГЛОНАСС. Одним из них является проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предписывающих введение штрафов за отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС на транспортном средстве.

Минтранс предлагает ввести ответственность за эксплуатацию транспортного средства, не оборудованного ГЛОНАСС, в случаях, когда это предписывается нормативными актами, с 1 января 2012 года, а также включить проверку наличия аппаратуры ГЛОНАСС в техосмотр.

Какие же виды транспорта будут обязаны иметь на борту приемники сигналов российской навигационной системы? Это транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, пассажирский транспорт вместимостью более 8 человек (иначе не выдается лицензия), некоторые виды воздушных судов.

Минэкономразвития указывает на некоторые недостатки в изменениях правовой базы. Один из них — это отсутствие требований к аппаратуре ГЛОНАСС. Неясно, что именно должно находиться на борту автомобиля: навигатор, трекер, тревожная кнопка или что-то еще. В чем смысл оборудования приемниками ГЛОНАСС воздушных судов? Министерство экономики предлагает добавить норму о вступлении в силу положений не ранее, чем через 6 месяцев после определения требований к аппаратуре ГЛОНАСС.

Вторая линия замечаний связана с юридическими тонкостями вопроса. Нет необходимости вносить предложенные Минтрансом изменения в Федеральный Закон «О навигационной деятельности», поскольку этот документ и так предлагает правительству определять круг транспортных средств, для которые требуется установка спутниковой аппаратуры.

В-третьих, отсутствует оценка расходов предпринимателей и бюджетных расходов на исполнение новых нормативов. В состоянии ли перевозчики выполнить эти требования.

Дополнительные вопросы возникли в ходе публичных консультаций с представителями бизнеса. По мнению предпринимателей выполнить требование законопроекта физически не возможно, поскольку в РФ количество единиц пассажирского транспорта составляет порядка 1 млн., и отечественные предприятия просто не смогут произвести достаточное количество аппаратуры. Реальный срок — 2015 год или более поздний.

По расчетам предприятия «Лига Такси» (г. Санкт-Петербург), средняя стоимость блока ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS составляет 15 000 руб., а затраты на монтаж — 3 000 руб. Таким образом, в общей сложности потребуется 18 млрд. руб. Интересно также, что ответственность предусматривается за наличие, а не за работоспособность аппаратуры ГЛОНАСС.

Перевозчики обоснованно отметили, что установка трекеров ГЛОНАСС без соответствующей навигационно-информационной системы не имеет смысла. Куда будет стекаться информация о местоположении транспорта? Какой смысл устанавливать блоки для мониторинга, если в этом населенном пункте нет диспетчерского центра?

Высказано предложение о наступлении ответственности для собственников транспорта, а не водителя, который может быть наемным работником. Еще одна трудность — большая вероятность временной искусственной монополии на производство и установку блоков ГЛОНАСС.

Таким образом, появился здравый анализ, который очень отличается от всероссийской эйфории по поводу ГЛОНАСС. Однако суть поднятых проблем не меняется уже на протяжении многих лет: развертывание пользовательского сегмента ГЛОНАСС не успевает за космическим. Орбитальная группировка полностью работоспособна, сигналы посылаются на землю, однако нет достаточного количество аппаратуры потребителей и наземной инфраструктуры.

Похожие новости: